Колесная пара является ключевым элементом ходовой части железнодорожного подвижного состава. Она состоит из нескольких основных компонентов, обеспечивающих безопасное движение по рельсам.
Содержание
Основные элементы колесной пары
Конструкция колесной пары
- Ось колесной пары
- Колесные центры (2 шт.)
- Бандажи (2 шт.)
- Подшипниковые узлы (2 шт.)
- Стопорные кольца
Характеристики основных компонентов
Элемент | Описание |
Ось | Кованый стальной стержень, воспринимающий все нагрузки |
Колесный центр | Чугунная или стальная деталь, на которую напрессовывается бандаж |
Бандаж | Стальное кольцо, непосредственно контактирующее с рельсом |
Технические параметры
- Диаметр новых колес: 950-1050 мм (грузовые вагоны)
- Диаметр новых колес: 920-950 мм (пассажирские вагоны)
- Минимально допустимый диаметр: 915 мм (грузовые)
- Минимально допустимый диаметр: 870 мм (пассажирские)
- Конусность поверхности катания: 1:10 или 1:20
Дополнительные элементы
- Стопорные кольца для фиксации бандажей
- Предохранительные выступы (гребни)
- Посадочные поверхности для подшипников
- Технологические фаски и выточки
Материалы изготовления
- Ось: сталь марки 45 или 40Х
- Колесные центры: сталь 25Л или чугун СЧ20
- Бандажи: сталь 60, 65Г или 75Г
- Подшипники: высокопрочные стали с добавлением хрома
Техническое обслуживание
Колесные пары требуют регулярного:
- Контроля геометрических параметров
- Проверки состояния поверхности катания
- Измерения толщины бандажей
- Диагностики подшипниковых узлов
- Токарной обработки при износе